Ответственность перевозчика за несохранность груза

04edf51a

Одним из самых известных нарушений перевозчиком обещаний при транспортировках грузов считается необеспечение их сохранности. Законодатель акцентирует 3 формы несохранности груза: потеря, недоимка и его повреждение.

В автотранспортных распорядках и кодексах потеря груза устанавливается как отсутствие его в пункт предназначения по прошествии поставленного времени после завершения некоторого контрактом транспортировки времени его доставки в пункт предназначения.

УЖТ время, по прошествии которого груз является потерянным, установлено в 30 суток, а при транспортировке в непосредственном комбинированном известии – в 4 месяца. Устав регулирует картину, когда груз все-таки приезжает в пункт предназначения по прошествии обозначенных сроков.

Если грузополучатель не решил воспользоваться данным ему правом или не рассказал перевозчику собственное решение о судьбе груза на протяжении 4-х дней со дня извещения его о прибытии груза на Ж/Д установку, экспедитор имеет право осуществить такой груз.

При этом он следует заделанными Статутом требованиями. Они состоят в следующем. Реализация груза проводится на условиях контракта купли-продажи в зависимости от его расценки. Операция реализации подобных грузов установлена требованиями перевозок грузов Ж/Д автотранспортом.

В КВВТ определены аналогичные сроки, по прошествии которых груз является потерянным, как и в УЖТ, т.е. как следствие 30 суток и 4 месяца при транспортировках в непосредственном комбинированном известии. Что же касается УАТГНЭТ, то обозначенные сроки установлены в нем исходя из вида известия, в котором проводится грузоперевозка (муниципальное, загородное, междугородное).

Недоимка груза обозначает разницу между числом (массой) груза, обозначенным в автотранспортном документе, и подлинным числом (массой) груза, пришедшим в пункт предназначения. Принципиально обозначить, что количество (масса) пришедшего в пункт предназначения груза устанавливается аналогичным методом, каким она ставилась при передаче его перевозчику для транспортировки.

Повреждение груза – это итог такого действия на груз, которое воплотилось в изменении его цельности или смещении в худшую сторону качеств, высококачественных данных, повлекшем падение цены груза или непригодность его для применения. Повреждение сопряжено, в большинстве случаев, с машинным действием на груз, а порча как правило считается итогом нарушения температурного режима, действия атмосферного давления, сырости среды пребывания груза в ходе транспортировки и т.п.

Для решения вопроса об ответственности за несохранность груза значительное значение покупает вопрос закрепления прецедента его несохранности. Потому при обнаружении симптомов потери груза, его недоимки, поражения (уродования) нужно оформить платный акт или акт совместной формы, другой акт. Наиболее известным на деле считается платный акт, а на автотранспорте – акт.

В ГК зафиксированы виды объемов сумм, воздаваемых перевозчиком при несохранности груза. В соответствии с п. 2 ст. 796 вред возмещается:

– в случае потери или недоимки груза – размером стоимости потерянного или отсутствующего груза;
– в случае поражения (уродования) груза – размером суммы, на которую снизилась его цена, а при неосуществимости восстановления испорченного груза – размером его стоимости;
– в случае потери груза, отданного к транспортировке с объявлением его ценности, – размером заявленной стоимости груза.

Значит, главным принципом, которым нужно следовать во время выяснения вопроса о габаритах несохранности груза, – это стоимость потерянного или отсутствующего груза. Как правило стоимость груза указывается в контракте транспортировки. Если такой пункт в нем отсутствует, стоимость груза ставится на основании бумаг, в которых указывается стоимость перебрасываемого груза, подобных, к примеру, как рыночный документ, счет-фактура, затратная на продукт и т.п., а при неимении бумаг, доказывающих стоимость груза, измерят из расценки, которая при сопоставимых жизненных обстоятельствах как правило взимается за подобные товары.

Если груз отдан для транспортировки с заявленной ценностью, стоимость возмещения материального ущерба устанавливается размером заявленной ценности. На деле встречаются ситуации, когда грузоотправитель при оглашении ценности груза завышает се.

Насчет этого Пленум ВАС РФ объяснил, что если найдено очевидное несоответствие «заявленной грузоотправителем стоимости груза его объективной стоимости, арбитражный трибунал может пересмотреть вопрос о возможности квалификации действий грузоотправителя по предъявлению перевозчику условия, основанного на заявленной стоимости груза, как злоупотребление правом.

Нужно отметить, что в автотранспортном законодательстве, стабилизирующем невесомые и океанские транспортировки, габариты стоимости покрытия грузовладельцу убытка при несохранности груза устанавливаются чуть по другому. ВК учтено 2 вида определения стоимости покрытия.

Первый – размером заявленной ценности груза – отвечает заделанному в ГК расположению. 2-й вариант, решенный подп. 2 п. 1 ст. 119 ВК, касается груза, принятого без объявления ценности, и характеризуется ограничением покрытия.

В КТМ вопрос о габаритах стоимости покрытия грузовладельцу убытка при несохранности груза урегулирован так. Вместе с фиксацией обозначенных в ГК 3-х видов определения объема стоимости потерянного или испорченного груза п. 2 ст. 169 фиксирует положение, по которому совместная совокупность, доступная покрытию, вычисляется в зависимости от стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен или мог быть выгружен с судна в соответствии с контрактом океанской грузоперевозки. При этом стоимость груза ставится в зависимости от расценки, некоторой на биржевых торгах или, если нет такой расценки, в зависимости от существующей рыночной расценки, если нет ни той, ни другой, в зависимости от стандартной стоимости грузов такого же семейства и качества.

Заканчивая обсуждение вопроса о габаритах покрытия из-за несохранности груза, стоит отметить, что при поражении (порче) груза совокупность покрытия находится в зависимости от характера поражения (уродования). Если последствия такие, что не дают возможность восстановить груз или применять его часть, возмещается начальная стоимость груза в соответствии с одним из пересмотренных видов. В случае если часть груза вполне может быть применена, перевозчиком возмещается вред размером суммы, на которую снизилась его цена.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *