Технология производства асфальтобетонных смесей
Асфальтобетон – это искусственный безобжиговый стройматериал, сделанный из примеси битума, больших и маленьких наполнителей (гравия, щебня, песка), минерального порошка и прочих элементов. В быте асфальтобетонные примеси не правильно называют асфальтом, т.к. это греческое наименование ярко-черной высокой смолы (битума), которая появляется в каменноугольных породах.
Существует некоторое количество видов искусственного асфальта, различающихся между собой составами и технологией изготовления. Любая разновидность владеет персональным комплексом рабочих качеств и рассчитана на некоторые области применения.
Основные детали асфальтобетона:
Большие заполнители – щебень и гравий. Они обязаны твердо сцепляться с вяжущим веществом. Этому условию отвечают кубические зерна щебня из крепких высоких и метаморфических картонных пород. При изготовлении асфальтобетонных смесей используют заполнитель с габаритами зернышек 10-40 миллиметров.
Неглубокий заполнитель – песок. Для данной цели используется естественный карьерный песок (речной не подходит) или отсев деления щебня. В сырьевой асфальтобетонной примеси используют разнофракционный песок, что дает возможность уменьшить пористость пласта. Неглубокий заполнитель улучшает насыщенность асфальтобетона, повышает стойкость к повышенным температурам и стабильность автодорожного напыления.
Минеральный пигмент. Его число и качество значительно оказывают большое влияние на свойства вяжущего. Чересчур множество минпорошка понижает стабильность автодорожного напыления, в особенности в зимних условиях.
Вяжущее. Его функции в большинстве случаев осуществляет битум, который вполне может быть водянистым или ковким. Нужный показатель вязкости битума указывается в технологической документации, он находится в зависимости от состава сырьевой примеси и температуры укладки асфальта. Во время проведения автодорожных работ в зимних условиях как правило используют некрепкий битум с присадками и разжижителями.
По габариту зернышек заполнителя отличают 3 разновидности асфальтобетона, любая из которых имеет установленную область применения:
Зернистый. Данный материал популярен для устройства нижних оболочек автодорожного пирога. Для его изготовления используется щебень больших (20-40 миллиметров) и маленьких фракций (5-15 миллиметров).
Мелкозернистый. Заполнителем такого асфальтобетона считается мелкозернистый щебень 5-15 миллиметров. В двухслойных автодорожных покрытиях мелкозернистый материал используют для устройства высшего пласта дороги.
Песочный. Данный искусственный асфальт подходит для обустройства тротуаров. Основной заполнитель в нем – песок. Также в составе находятся мелкофракционный щебень и немного минерального порошка.
По составу также делят следующие виды асфальтобетонов:
Традиционные. Созданы для строительства муниципальных и поселковых дорог, тротуаров.
Щебеночно-мастичные. Имеют в составе регулирующие присадки мочалистого вида. Используются для создания прочных автодорожных покрытий автомагистралей с повышенной интенсивностью перемещения.
Полимерасфальтобетонные. Имеют сополимеры и пластификаторы, увеличивающие стабильность и безремонтный период автодорожных покрытий. Полимерасфальтобетоны результативны для устройства покрытий мостов, аэродромов, проездов, по которым перемещается трудная техника.
По методу производства асфальтобетонные составы разделяют на 3 вида – жаркие, жаркие, прохладные. Жаркие асфальтобетоны по критериям применения, комплексу плюсов и минусов похожи на горячий асфальт, вследствие этого ГОСТ 9128-2013 соединяет эти материалы в одной команде.
Горячая асфальтированная примесь – классический материал, укладываемый по традиционной технологии при температуре не менее +110 °C. В горячем асфальтобетоне находится слабовязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C.
Исходя из прибыльного нахождения большого и малого наполнителей жаркие продукты делят на высокопористые, ноздреватые, крепкие и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется довольно доступный битум, вследствие этого они наиболее востребованы при строительстве автодорожных и аэродромных покрытий, выполнении крупных серьезных починок старых дорог.
Горячий асфальт на асфальтобетонных автозаводах (АБЗ) – основные этапы процесса:
Обсушивание при температурах +150…+160 °C и очищение на грохотах наполнителей, которые как правило поступают на асфальтобетонный завод (АБЗ) во мокром или воздушно-сухом состоянии. Высокая влажность наполнителей ведет к распылению примеси при укладке и понижению стабильности автодорожного напыления. Обсушивание может быть одинарной или двойной.
Перемешивание элементов – наполнителей и вяжущего. После прибавления битума температура примеси вплоть до процесса укладки должна поддерживаться на уровне +160…+170 °C. Такие условия формируются в специальных бункерах, в которых асфальт может храниться менее 4 дней.
Прибавление изменяющих элементов. У него есть возможность реализоваться в процессе размешивания. При изготовлении резиново-асфальтной продукции каучуковая кроха дополняется в готовую к применению примесь.
Горячий асфальт Волгоград имеет жесткие ограничения по сезонности применения. Данный материал применяют в автодорожных работах летом, и осенью и весной при некоторых атмосферных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на ближайшие отдаления возят стандартными самосвалами.
Для перевозки на далекие отдаления используют кохеры, особые автомобили, оснащенные теплосберегающими баками. В кохерах дорожный материал сохраняет действующие характеристики на протяжении 2 дней.
Прохладные асфальтированные примеси производят на базе холодного битума, специальных полимеров, аккуратных сушеных прочных неподвижных наполнителей (мраморного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества данной продукции:
возможность укладывать на основание при температурах атмосферы до +5 °C, некоторые составы адаптированы для укладки в зимних условиях при температурах до -30 °C;
сбережение рабочих данных на протяжении долгого времени;
отличная адгезия к причине благодаря преобразующим присадкам.
Из-за повышенной стоимости прохладный материал не используют для асфальтирования существенных площадей. А невысокая стойкость к сдвигу ограничивает его использование на отделах активного торможения транспорта.
Наиболее популярные сферы применения:
все виды ямочных починок, и в том числе на высокоскоростных автотрассах;
быстрое здание дорожек, аллей, площадок, рассчитанных для работы при незначительных перегрузках.
Производство холодного асфальта осуществляется на обычном оснащении АБЗ и включает такие же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых элементов, их перемешивание, отправку готового материала к месту сохранения.
Асфальтобетонный завод – это комплекс оборудования, обеспечивающего производство прохладных и горячих асфальтобетонных смесей, темного щебня (щебня, обработанного битумом), переработку размонтированного напыления.
По принципу функционирования АБЗ делят на цикличные и постоянные. На заводах повторяющегося действия применяются рационные дозаторы и оборудование повторяющегося использования. На автозаводах постоянного производства процедуры подготовки элементов, их перемешивания, выгрузки готовой продукции случаются синхронно.
Исходя из производительности оборудования АБЗ могут выполнять от 40 т/ч до 400 т/ч и не менее. По стадии инвентарности автозаводы делят на мобильные, сборно-разборные и мобильные.