Аутсорсинг и все о нем

04edf51a

Аутсорсинг на сегодняшний день является новой формой организации предпринимательской деятельности. В основе аутсорсинга лежит сотрудничество компаний, при этом одна из них передает другой или другим компаниям определенные непрофильные функции, а вторая является профессионалом в своем деле.

Такие отношения являются долгосрочными. На «сторону» могут быть переданы такие процессы, как IT-управление то есть, применение менеджмента для большого класса объектов, управляемых с помощью возможностей информационных технологий, маркетинг, бухгалтерия, аудит и многие другие.

Российские предприниматели с некоторой долей осторожности относятся к внедрению новых бизнес — моделей, поскольку практика применения договоров аутсорсинга незначительна. Но следует не согласиться с доводами некоторых исследователей в этой области, которые заявляют об отсутствии необходимой правовой базы для использования аутсорсинга.

Помимо названной выше ст. 421 ГК РФ, аутсорсинг может регламентироваться гл. 37 «Подряд» и гл. 38 «Выполнение научно-исследовательских и опытно — конструкторских и технологических работ». Важнее обратить внимание именно на сам процесс внедрения в компании аутсорсинга и его регламентации нежели, чем ссылаться на отсутствие правовой основы.

Финансовая целесообразность аутсорсинга неоспорима. Среди преимуществ можно выделить такие как: гибкая и эффективная форма организации и управления производством, доступ к внешним знаниям и технологиям, решение кадровых проблем и проблем, связанных с трудовыми отношениями, уход от зарплат в конвертах и сознательный уход от «теневой» бухгалтерии, экономию средств на административные расходы, офисные расходы, правомерную минимизацию налогов.

Аутсорсинг иностранного персонала по своей природе исследователи Б.А Аникин, И.Л Рудая относят к форме заемного труда наряду с аутстаффингом, temporary staffing, free lancing и другими. При этом, характеризуя наемный труд, в целом, делают упор на то, что такой труд является не правовым, говоря о том, что в такой ситуации работник является фигурой незащищенной.

В нашем трудовом законодательстве отсутствуют нормы о заемном труде, и многие ученые против такой регламентации. Однако, на наш взгляд, аутсорсинг не относится к формам заемного труда, так как при аутсорсинге складываются два вида отношений: регулируемые нормами трудового права и нормами гражданского права.

Между компанией – заказчиком и компанией – аутсорсером возникают гражданско-правовые отношения на основе норм гл. 37 и гл. 38, а трудовые – между компанией – аутсорсером и самим работником, права и обязанности которых урегулированы ст. 21 и ст. 22 Трудового кодекса РФ и трудовым договором.

При этом работники, выполняя задания работодателя, фактически находятся вне места его расположения, но даже при этом они выполняют задание своего работодателя – компании – аутсорсера, но никак не компании – заказчика. В свою очередь компания — заказчик не вправе вмешиваться в управление трудом работников, все претензии она высказывает аутсорсеру, который и является исполнителем обязательств по договору.

Также следует отметить, что в рассматриваемой ситуации предметом гражданско-правового договора являются работы и услуги, но никак не предоставление в аренду персонала.

Раскрывая влияние аутсорсинга на рыночные отношения, отметим, что такая форма управления имеет двойственное воздействие. С одной стороны, аутсорсинг переводит в сферу рынка бывшие внутренние процессы, которые в компании не были включены в систему товарных отношений.

С другой стороны, аутсорсинг, в некоторой степени, изменяет рыночные отношения. Это заключается в том, что при аутсорсинге стоимость услуги определяется до начала ее представления и в течение длительного периода. Таким образом, можно сделать вывод, что аутсорсинг представляет собой симбиоз рыночных и нерыночных отношений.

Аутсорсинг как бизнес-модель подразумевает заключение долгосрочных контрактов, в ходе действия которых экономика проходит несколько этапов, соответственно, изменяются и бизнес-приоритеты руководства заказчика (например, снижение затрат на увеличение производительности). Аутсорсинг призван повысить общую эффективность хозяйствования экономических субъектов по сравнению с чисто рыночной формой хозяйствования.

В России аутсорсинг еще не достиг такого уровня развития и находится в начальной стадии развития. Специализированные аутсорсинговые компании могли бы получить значительную экономию от масштабов деятельности и, следовательно, снижать стоимость услуг для клиентов. Стоимость услуг также зависит от уровня развития компании — поставщика услуг.

«Если компания является недостаточно развитой, то клиент несет трансакционные издержки и издержки, связанные с координацией работы, которых она бы избежала в случае выполнения бизнес-процессов собственными силами», — считает Мишель Мур, партнер отдела консультационных услуг по управлению эффективностью бизнеса компании «Pricewaterhouse Coopers».

Аутсорсинг следует воспринимать не в негативном, а в креативном свете. Как любая технологическая революция, развитие аутсорсинга влечет за собой определенные потери, но также и способствует дальнейшему развитию мировой экономики по пути углубления и интенсификации процесса технологизации производства и других сфер жизнедеятельности, открывает новые перспективы глобальной экономики.

Без сомнения аутсорсинг- выход из кризиса для работающих компаний и шанс заявить о себе для только создающихся. Внедрение аутсорсинга в нашу жизнь продиктовано совершенствованием бизнес-процессов, внедрением новых технологий, а также быстро растущей конкуренцией. Мировая практика свидетельствует о том, что аутсорсинг- это эффективно, необходимо и рентабельно. Все новое кажется опасным и рисковым, но определение предпринимательства в ст. 2 ГК РФ гласит, что предпринимательство – деятельность, осуществляемая на свой страх и риск.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *