Области применения тестов способностей
Классическое использование тестов способностей заключается в использовании их для вывода грядущей удачливости соискателей при выборе некоторой специальности. Иностранные специалисты по психологии исходили из того, что содержание способностей, выявляемых при помощи тестов, предопределяет результат в неком виде работы. При этом не проводились ни психический тест способностей, ни академическое обоснование применения тестов для обнаружения этих способностей. Все более и более обостряющаяся оценка такого подхода к обнаружению профпригодности сопряжена с некоторыми основаниями. Прежде всего, очень многие исследователи показывают на нечестную роль, которую стали выполнять очень многие испытания (Лолер Дж., 1982; Наэм Дж., 1984;. Kamin L., 1974), что образовало негативное отношение к испытанию со стороны большинства людей. Во-вторых, пригодность стала рассматриваться как спортивное формирование, т. е. качество личности, которое создается в процессе работы, а не дано первоначально. На развитие годности к специальности воздействует большое количество условий, и установленный уровень формирования способностей не является главным в их числе. Квалифицированное развитие находится в зависимости от большинства прочих отличительных черт, подобных, как мотивация, энтузиазм к профессии, интерес и любовь к собственному занятию. Весьма значительное значение имеют отношения в коллективе, где человек начинает собственную квалифицированную карьеру. Все эти моменты вообще не в состоянии быть предусмотрены при пробном проверки, в то же время роль их велика и они могут предоставить главное воздействие на развитие профпригодности. Невысокий же уровень формирования способностей далеко не всегда считается осложнением для овладения специальностью, так как известны огромные запасы формирования мастерски значительных функций, компенсаторные возможности способностей. Одинаковой действенности труда можно достичь с помощью развития различных высококачественно оригинальных строений квалифицированных способностей. В случае если вас интересует развитие способностей, рекомендуем обратиться на сайт podarok-test.ru.
3-ей причиной, вызывающей критику применения тестов для вывода квалифицированной удачливости, считается невысокая прогностичность почти всех существующих способов; точнее, их прогностичность располагается на мало хорошем уровне. Наверное, традиционной в данном плане является деятельность П. Торндайка и Э. Хаген, которые нашли 10 миллионов испытуемых через 13 лет после того, как с ними были осуществлены испытания, на базе которых делался вывод об их успехах в работе. Создатели собрали данные для 125 групп специальностей и проверили, какая зависимость есть между предвестиями, выполненными на основании данных тестирования, и настоящими достижениями объекта в избранной специальности (Thorndike P., Hagen E., 1977).
Основной вывод заключается в том, что не найдено никакой связи между оценками по тесту и результатами в специальности. Корреляции в основном басисты, одинаково довольно часто встречаются позитивные и отрицательные их значения. В общем ученые приобрели коэффициент валидности, ближний к нолю. Поэтому создатели подчеркивают, что намного не менее обнадеживающие итоги выходят при опоре не на суммарный результат по тесту, а на пробный профиль, свидетельствующий об некоторой выраженности автономных способностей (к примеру, для бухгалтеров натуральным считается огромная выраженность счетных способностей, для архитекторов — визуальных, для инженеров — всеобщих умных. Для профилей, полученных при испытании представителей некоторых специальностей, характерны особые «пики» и «впадины», говорящие об некоторой выраженности тех или других способностей. Так что, испытания, использующиеся в профотборе, не в состоянии прогнозировать квалифицированную удачливость людей. Это, но, не обозначает, что они не в состоянии отыскать собственного применения в психической работе. Области их применения широки, к примеру для профконсульта-ций, профориентации, профотбора (в вариантах, когда время на профессиональное изучение значительно урезано, как это имеет место в армии), подходящей расстановки сотрудников по рабочим постам, контроля за подготовкой сотрудников в индустрии и системе профтехобразования, разработки всеобщих и персональных советов по развитию способностей. С нашей точки зрения, наиболее плодовито приме-нение способов диагностики способностей (в тех фигурах, которые сформировались на данный момент) для наблюдения за формированием индивидуализированной конструкции способностей, которое активно течет во время школьного изучения и изучения специальности.
В работах российских специалистов по психологии все более и более довольно часто мы встречаемся с применением тестов как приборов профотбора и профконсультаций (Аванесов В. С., 1982; Бодров В. А., 1985; Джамгаров Т. Т., 1976; Кулагин Б. В., 1984; Неприятности мировой биологии, т. 48, 1984). Нужно отметить, что отношение к таким способам и оценка их перспектив и пределов применения имеют крепкое теоретическое и методологическое доказательство. Выделяется необходимость доказательств правомерности применения профотбора. Например, он может иметь место, когда специальность предъявляет жесткие условия к подобным психофизиологическим особенностям человека, которые недостаточно поддаются формированию и почти не. изменяются на протяжении жизни, или в тех вариантах, когда время на изучение профессии очень урезано, сама же квалифицированная деятельность предъявляет высокие условия к уровню квалификации (в частности, ряд военнослужащих профессий). В специальностях же, где профессионально значительные качества растут, меняются, где имеется вероятность компенсации одних способностей иными, где успех находится в зависимости не от значения, а от высококачественного своеобычия способностей, такой подбор не нужен. Психическое испытание уместно также для наблюдения за ходом изучения специальности, для выявления причин отставания сотрудников, пребывания слабых мест, что позволило бы вести персональное изучение, психотренировки, и для исследования причин травматизма и происшествий.
Значительная характерная особенность данных исследовательских работ — понимание границы перспектив испытания по определению профпригодности, желание к всеохватывающему, системному раскладу в исследовании закономерностей квалифицированного развития. Это соединено с осознанием профпригодности как такого характеристики личности, которое создается в процессе овладения специальностью и всегда считается индивидуально-своеобразным.
Надо сообщить несколько слов и о возможности разработки способов диагностики способностей. С нашей точки зрения, наиболее перспективными с позиции увеличения прогностичности испытательных способов считаются, прежде всего, ориентация при подготовке тестов на аспект, данный показатель и оценка испытательных данных по степени приближения к нему, и, во-вторых, защита при оценке результатов испытания на «профиль профессии», а не на численный пробный балл. При этом нужно рассматривать, что вместе с тем, что профили разных специальностей ощутимо различаются друг от дружки, могут отслеживаться расхождения внутри профилей одинаковой специальности. Это соединено с формированием индивидуализированной конструкции способностей экспертов, различающихся при-, близкими данными (к примеру, сочетаниями главных качеств рефлекторной системы). Такие персональные виды развития профпригодности могут быть поводом для изображения различных типов экспертов.