Магия изразца

04edf51a

Искусство украшения источника — значительная образующая цивилизованных обычаев племен и людей, населяющих и населявших земной шар. Печи и камины с начала многочисленного распространения в Европе непродолжительно обращались без наряда. Особая керамическая плита — кафель — во всех государствах стала любимейшим рисунком этих тянущих тепло и комфорт частей дизайна. В нашем жестком климате печь играла особенную роль: она обогревала дом, на ней лежали, в ней готовили еду и, основное, пекли хлеб. Вследствие этого неслучайна склонность русских людей к ее украшению.

Незначительно ИСТОРИИ

В нашем Отечестве появилось на свет и расцвело оригинальное кафельное искусство. История российского кузнечного изразца стартует в середине первой половины XVI века, когда в городе Москва стали производить первые такие изделия из ярко-красных глин, имевшие с оборотной стороны коробку-румпу для крепления. Терракотовые плитки мастера еще не накрывали глазурью, однако скрашивали внешнюю плоскость видными картинками. Покрытую такими изразцами печь, обычно, отбеливали.

В XVII столетии на изразцы начали наносить полива, имеющую зеленый пигмент (за него «отвечали» разные объединения меди). По тону зелени их стали представлять обливными. Как правило их делали ровными либо с выпуклым разводом, формируемым при помощи вырезной деревянной формы.

2-я четверть ХVII века — время бума российского кафельного художества — сопряжена с возникновением и обширным распространением многоцветных (разноцветных) плиток, принявших наименование «ценинные». Веществом для них служили ярко-красные глины. После обжига ландшафт смягчали вручную цветной глазурью и эмалью, затем кафель вновь обжигали.

Изразцы ХVII столетия при сложении между собой формировали узорный рисунок на черном, зеленом либо лазурном фоне. Красиво оформленные таким образом печи тех пор остались в интерьерах Теремного замка Столичного Кремля. Прекрасную выпуклую печь можно посмотреть в Тихвинской церкви в Алексеевском, размещенной рядом со установкой метро «ВДНХ». Коллекция изразцов не существующих печей собрана в музее в Коломенском, там же есть и чудом оставшаяся печь 80?х годов ХVII столетия, покрытая ценинными плитками (ранее она стояла в Михайловской церкви в Германской слободе). Любуясь данными ослепительными, оригинальными творениями, обновленные поколения живописцев обретают воодушевление для образования передовых изразцов.

Движение времени занесло исконные перемены в обычный вид изразца. В соответствии со вкусами Петра I в моду вошли голландские и германские образцы — ровная плоскость лицевой пластинки, сюжетная однотонная роспись. С течением времени, когда в данном виде декоративно-прикладного художества победила русская цивилизованная традиция, изразцы вновь стали разноцветными. А белые плитки с голубым чертежом взялись на русской почве, и их производили в РФ на протяжении всего XVIII столетия, что проявило сильное воздействие на гжельских керамистов.

Вернувшийся на cмену барокко классицизм целиком подчинил кафельное изготовление общеевропейским вкусам и тенденциям. На печах тех пор возникают все свойства ордерной системы, довольно часто на плитках представляли сюжеты из греческой мифологии и детали древнего рисунка. Тона (как и настоятельно просила старая строительная мода) сдавленные, прохладные — голубой либо лазурный на черном фоне. Огромное распределение обрел обработанный черной эмалью ровный и выпуклый изразец, из которого формировали похожие на строительные здания печи, красиво оформленные фаянсовыми скульптурами, вазами и трофеями.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *